Как использовать Китай

Достаточно ли инвойса для оплаты заказа из Китая?

Достаточно ли инвойса для поставки из Китая, или нужен договор?

Российские предприниматели любят составлять многостраничные контракты, тогда как можно работать только по инвойсу, добавив в него несколько пунктов и тем самым превратив инвойс в одностраничный контракт.
Давайте на берегу разберёмся в понятиях, о которых дальше пойдёт речь.
Инвойс — это документ, который зарубежные компании используют для оплаты товаров или услуг. Зачастую это договор + счёт на оплату в формате одностраничного документа, который формируется отдельно для каждой поставки.
Контракт — это документ, который фиксирует договорённости между заказчиком и поставщиком. Контракт может содержать любую информацию, которую стороны посчитали нужным зафиксировать.
Контракта как такового может и не быть, а вот инвойс будет всегда.
Китайцы уже много лет работают только по инвойсу. У меня был один случай, когда китайская сторона настояла на подписании многостраничного документа — это была большая компания с госучастием. В остальных случаях, сотрудничая даже с крупным бизнесом, мы работали по инвойсу.
Российские же предприниматели привыкли, что без бумажки ты букашка, а с бумажкой молодец, поэтому контракт кажется нам обязательным. К тому же, когда российский предприниматель составляет контракт, он обычно исходит из логики: «Нужно сразу всё предусмотреть, чтобы два раза не вставать», — и составляет многостраничный документ с кучей пунктов, где подробно прописывает всё, что только может прописать.
Я не сторонник такого подхода, и вот почему. Когда груз приходит на таможню, инспектор смотрит в контракт и видит, что к грузу должно быть несколько десятков документов, включая экспортную декларацию и сертификат о происхождении товара, а у предпринимателя только инвойс и упаковочный лист. Естественно, таможня начинает сомневаться: раз есть несоответствие контракту, значит, что-то может быть нечисто. Предпринимателю начинают задавать вопросы.
Пример возможной проблемы на таможне, возникшей из-за подробного контракта. Если в качестве упаковки в контракте указаны картонные коробки, а товар приехал в деревянном ящике, таможня не признает таможенную стоимость, которую указал предприниматель. Они скажут: «По контракту вы должны заплатить за товар в картонных коробках, а везёте его в деревянных ящиках — они дороже. Предоставьте нам таможенное обеспечение».
Таможенное обеспечение — это сумма, которую таможня добирает до предполагаемых платежей. К примеру, предприниматель заплатил пошлину в один миллион рублей, а таможня пересчитывает её исходя из более высокой стоимости груза и получает полтора миллиона. После чего инспектор говорит: «Товар сможете забрать только после того, как внесёте 500 000 ₽ таможенного обеспечения, а мы уже решим, возвращать вам его или нет». Вот такие штуки происходят, когда пытаются составить большой подробный документ.
Чтобы не ограничивать себя в манёвре и не создавать проблем, я рекомендую работать через инвойс, добавив в него шесть пунктов:
  1. Сроки поставки.
  2. Когда должен произойти возврат денег, если вам не поставили товар.
  3. Условия поставки по Инкотермс (прим. ред.: Инкотермс — международные правила торговли, в которых описано, за что отвечает поставщик, а за что — покупатель).
  4. В какой момент происходит переход права собственности.
  5. Что конкретно входит в стоимость товара.
  6. Порядок разрешения споров.
Эти пункты помогут вам избежать многих проблем и обеспечат ясность в ваших взаимоотношениях с китайскими партнёрами.

С заботой о Вашем Бизнесе, команда China Use.
FAQ
Made on
Tilda