Достаточно ли инвойса для поставки из Китая, или нужен договор?
Российские предприниматели любят составлять многостраничные контракты, тогда как можно работать только по инвойсу, добавив в него несколько пунктов и тем самым превратив инвойс в одностраничный контракт.
Давайте на берегу разберёмся в понятиях, о которых дальше пойдёт речь.
Инвойс — это документ, который зарубежные компании используют для оплаты товаров или услуг. Зачастую это договор + счёт на оплату в формате одностраничного документа, который формируется отдельно для каждой поставки.
Контракт — это документ, который фиксирует договорённости между заказчиком и поставщиком. Контракт может содержать любую информацию, которую стороны посчитали нужным зафиксировать.
Контракта как такового может и не быть, а вот инвойс будет всегда.
Китайцы уже много лет работают только по инвойсу. У меня был один случай, когда китайская сторона настояла на подписании многостраничного документа — это была большая компания с госучастием. В остальных случаях, сотрудничая даже с крупным бизнесом, мы работали по инвойсу.
Российские же предприниматели привыкли, что без бумажки ты букашка, а с бумажкой молодец, поэтому контракт кажется нам обязательным. К тому же, когда российский предприниматель составляет контракт, он обычно исходит из логики: «Нужно сразу всё предусмотреть, чтобы два раза не вставать», — и составляет многостраничный документ с кучей пунктов, где подробно прописывает всё, что только может прописать.
Я не сторонник такого подхода, и вот почему. Когда груз приходит на таможню, инспектор смотрит в контракт и видит, что к грузу должно быть несколько десятков документов, включая экспортную декларацию и сертификат о происхождении товара, а у предпринимателя только инвойс и упаковочный лист. Естественно, таможня начинает сомневаться: раз есть несоответствие контракту, значит, что-то может быть нечисто. Предпринимателю начинают задавать вопросы.
Пример возможной проблемы на таможне, возникшей из-за подробного контракта. Если в качестве упаковки в контракте указаны картонные коробки, а товар приехал в деревянном ящике, таможня не признает таможенную стоимость, которую указал предприниматель. Они скажут: «По контракту вы должны заплатить за товар в картонных коробках, а везёте его в деревянных ящиках — они дороже. Предоставьте нам таможенное обеспечение».
Таможенное обеспечение — это сумма, которую таможня добирает до предполагаемых платежей. К примеру, предприниматель заплатил пошлину в один миллион рублей, а таможня пересчитывает её исходя из более высокой стоимости груза и получает полтора миллиона. После чего инспектор говорит: «Товар сможете забрать только после того, как внесёте 500 000 ₽ таможенного обеспечения, а мы уже решим, возвращать вам его или нет». Вот такие штуки происходят, когда пытаются составить большой подробный документ.
Чтобы не ограничивать себя в манёвре и не создавать проблем, я рекомендую работать через инвойс, добавив в него шесть пунктов:
- Сроки поставки.
- Когда должен произойти возврат денег, если вам не поставили товар.
- Условия поставки по Инкотермс (прим. ред.: Инкотермс — международные правила торговли, в которых описано, за что отвечает поставщик, а за что — покупатель).
- В какой момент происходит переход права собственности.
- Что конкретно входит в стоимость товара.
- Порядок разрешения споров.
Эти пункты помогут вам избежать многих проблем и обеспечат ясность в ваших взаимоотношениях с китайскими партнёрами.
С заботой о Вашем Бизнесе, команда China Use.
С заботой о Вашем Бизнесе, команда China Use.